Сей рода Нашего

«Сей Нашего рода». Преподобный Серафим Саровский
Статья Людмилы Захаровой
из Тульского краеведческого альманаха, выпуск № 4, 2006 г.

«Серафим! О святое и дивное имя!
Как велик ты, великий преподобный, у Господа!
О имени твоем скрежещут зубами бесы и… трепещут!»
(С.Нилус. Великое в малом. Новосибирск, 1992. С.115)

Есть в Туле на улице Фридриха Энгельса недалеко от ее пересечения с улицей Гоголевской рядом с трамвайной остановкой удивительно благодатный маленький уютный храм преп. Серафима Саровского. Однажды мимоходом войдя в него, выходишь оттуда с желанием вернуться. Он весь излучает любовь, исходящую и от икон угодников Божиих, и от работающих и служащих там. Иногда видишь там плачущих от радости людей: "Мне во сне сказано найти эту церковь…" или "Я из Новомосковска. Шла пешком по трамвайной линии в больницу и вдруг увидела этот храм… Смотрите – я ношу кулончик с преп. Серафимом..."

Издавна почитаемый в народе старец Серафим (1759-1833), ангел во плоти, с любовью всех встречавший словами "Радость моя", видевший в каждом человеке образ Божий, неоднократно поражал собеседников соединением в себе земного и горнего мира – неземным светом, исходящим от лица, прорицательством, исцелениями больных людей как при своей жизни, так и после смерти, хождением "по воздуху на один аршин от травы" (1). Являвшаяся ему несколько раз Божия Матерь говорила: «Сей Нашего рода» (2). И как подтверждение этому – смиренное молитвенное стояние преподобного тысячу дней и ночей перед Ее иконой - «Умиление».

Митрополит Петроградский Серафим (Чичагов. 1856-1937), священномученик, автор «Летописи Дивеевского монастыря», рассказал своему духовному сыну прот. Стефану Ляшевскому следующую чудесную историю, которая произошла с ним в 1902 г.: «По окончании летописи я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме. В этот момент в келью вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение, - так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь, за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, как мне радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца» (3).

Эту "Летопись" прочитала давно чтившая батюшку императорская семья и Николай II " поднял вопрос о канонизации преподобного. В ноябре 1902 г. в Тульскую духовную консисторию на имя Епископа Тульского и Белевского Питирима от Епископа Тамбовского и Шацкого Димитрия поступило следующее отношение: "Его Величеству, Благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу благоугодно было в день рождения почивающего в Саровской Пустыни старца-подвижника иеромонаха Серафима, 19 июля воспомянуть и молитвенные подвиги почившего, и всенародное к памяти его усердие и выразить желание, дабы доведено было до конца начатое уже в Святейшем Синоде дело о прославлении благоговейного старца… Указом Своим от 27 июля сего года № 3 поручил мне произвести тщательное исследование случаев чудотворения…"(4).

К документу приложена копия письма, содержание которого предлагалось проверить и подтвердить свидетельскими показаниями. Его автор - земский начальник из г. Черни дворянин К.Я. Ярошев 13 января 1896 г. направил в Саровскую Пустынь 3 рубля с просьбой "…отслужить панихиду о старце подвижнике иеромонахе Серафиме, которого я глубоко признаю за святого человека, ибо он жил во славу Божию и я лично спасен им от тяжкой болезни, когда мне было от роду всего один год..." (5). В конце письма он просил прислать ему святого масла и сухариков, высушенных в чугунке преподобного.

В связи с предстоящим прославлением преподобного газета «Тульские епархиальные ведомости» начала о нем публикацию статей. Неизвестный автор, подписавшийся инициалами «Д.Х.», сообщает о благоговейном почитании старца в семье А.С. Хомякова. Его деревенский дом в с. Богучарово был увешен изображениями преп. Серафима. Мать – Мария Александровна, постоянно носила шапочку, освященную на могиле, и пила воду из сосуда, в который опускала маленький кусочек камня от того большого, на котором молился святой. В одном из писем к западнику А.И. Кошелеву Хомяков писал: «…забота постоянного умничания идет у нас со времен Петра безостановочно и беззапиночно. Какого она вздора насоздала!.. Корень и основа: Кремль, Киев, Саровская пустынь, народный быт с его песнями и обрядами и по преимуществу община сельская» (6).

Заслуживает внимание материал об исцелении в 1860 г. семилетней Великой Княжны Марии Александровны, «которой угрожала почти неминуемая смерть от удушия перепончатой жабой» (7). На больную была возложена мантия Серафима Саровского, и после ее молитвы с верой: «Отче Серафимы, моли Бога о мне», - княжна выздоровела.

Нарушая хронологическую последовательность изложения материала, следует сказать, что для Тулы это сообщение имело свое продолжение в 1912 г. По просьбе Архиепископа Тульского и Белевского Парфения к Великой княгине Елизавете Феодоровне находившаяся в Москве в храме-усыпальнице Великого Князя Сергея Александровича мантия с 26 января по 3 февраля пребывала для поклонения в нашем городе (8). В первый день она находилась в Николо-Часовенском храме, а на следующий с торжественным крестным ходом перенесена в Успенский кафедральный собор. В расписании о местах нахождения мантии имеется следующая, заслуживающая наше внимание, запись: «До 12 часов дня, по желанию молящихся, будут совершаться частные молебны, а во второй половине дня мантия может быть износима в частные дома. Желающие принять мантию на дому предварительно заявляют об этом о. ключарю собора» (9). В те времена святыню, по просьбе родственников, можно было принести к любому больному…

В 1903 г. 19 июля/1 августа в Сарове при огромном стечении народа около 300 тыс. человек (10), при участии всей императорской семьи в связи с открытием мощей и канонизацией Святейшим Синодом Русской Православной церкви иеромонаха Серафима, пламенного молитвенника пред Престолом Всевышнего, прошли большие торжества.
В Тульском кафедральном соборе и во всех церквях 17 июля началось всенощное бдение, а на следующее утро "заупокойная литургия – о упокоении Саровского подвижника и его родителей. Во всенощной под 19–е число в Соборе… во время пения полиелея торжественно вынесена была из алтаря в царские врата святая икона преп. Серафима на средину храма и здесь пением «ублажаем тя»… как бы ознаменовалось начало торжественного прославления преподобного. В самый день открытия святых мощей преп. Серафима с особенною торжественностью совершен был по окончании литургии крестный ход вокруг Собора» (11). Газета сообщает, что молящиеся заполнили не только собор, но и площадь вокруг него. Из всех церквей принесены были иконы и «целый лес святых хоругвей" (11).

Тульские хоругвеносцы, принявшие участие в Саровских торжествах, в числе хоругвеносцев из разных городов, «послужили охранения порядка во время тамошних ходов; Государю Императору даже угодно было поручить этой рати… в числе не менее 1500 человек, охрану Его священной Особы и Его Августейшей Семьи» (11).

На следующий день после открытия мощей Николаю II женой Н.А. Мотовилова (духовного чада преп. Серафима) передано письмо-послание от преподобного, составленное им при жизни, запечатанного мягким хлебом и врученного со словами: «Ты не доживешь, а жена твоя [Е.И.Мотовилова, ред.] доживет, когда в Дивеево приедет вся Царская Фамилия, и Царь придет к ней. Пусть она Ему передаст» (12). Дочь владыки Серафима Чичагова Наталья Леонидовна рассказывала, что Государь с благоговением положил письмо в карман, в игуменском корпусе прочитал и… «горько заплакал. Придворные утешали Его, говоря, что хотя батюшка Серафим и святой, но может ошибаться, но Государь плакал безутешно. Содержание письма осталось никому неизвестно» (13). Ценой императорских слез стали все последующие трагические события в истории России ХХ века, превратившейся в Голгофу, – революционные события, изнуряющая война, убийство Помазанника Божия и всей семьи, лагеря, ссылки для христовых последователей, расстрелы...

Боголюбивые состоятельные туляки, ничего еще не подозревающие о наступлении гонений на христианскую веру в новом веке, продолжали жить в обычном мирном устроении духа по законам евангельских заповедей.

В апреле 1900 г. образовано Тульское Городское Попечительство о бедных жителях г. Тулы, стараниями которого в ноябре 1901 г. открыто «Убежище для неизлечимо больных бедных граждан». Вначале оно располагалось в наемном помещении, но через год переехало на Петровскую улицу (сейчас Ф.Энгельса) в специально обустроенный дом на 50 человек, владельцем которого стало Попечительство. В находившемся на усадьбе другом доме расположился «Приют для нищенствующих детей», которых предполагалось обучать «грамоте, Закону Божию, церковному пению, а со временем и кое-каким ремеслам» (14). 20 декабря 1902 г. Епископом Тульским и Белевским Питиримом они были освящены (15).

Здания и для Убежища, и Приюта обязаны своим обустройством известным тульским благотворителям, почетным членам Тульского Губернского Попечительства купцам 2-й гильдии Александру и Николаю Стефановичам Ермолаевым-Зверевым и председателю детского отдела Тульского Городского Попечительства, их родному брату купцу 1-й гильдии Сергею Стефановичу. Искренне веря, что "все спасение детей и общества в Боге и в частом общении с ним в храме" (16), и в связи с канонизацией преп. Серафима Саровского братья в 1905 г. на свои собственные средства на усадебной земле Попечительства рядом с приютом строят небольшую церковь с одним престолом в его честь. 5 / 18 февраля 1906 г. Епископом Тульским и Белевским Лаврентием она была освящена (17).

Газета «Тульские епархиальные ведомости» так писала о храме: «Уютная, чистенькая, небольшая церковь своим внешним видом скорее походит на часовню, но в то же время, как нельзя лучше, соответствует характеру, деятельности и простоте преп. Серафима, любившего молиться в своей маленькой келейке и ютившего около себя всех обездоленных. Желая обеспечить и церковь, и приют на вечные времена, благотворители внесли солидный капитал, на проценты с которого и содержится этот святой уголок в Туле» (18).

В знак благодарности первый священник церкви Николай Тимофеевич Мелиоранский обратился с просьбой к благочинному о представлении к награждению храмостроителей и благотворителей трех братьев Ермолаевых-Зверевых. В рапорте благочинного, поступившем в консисторию на имя Владыки Парфения 17 декабря 1908 г., подробно перечислены все их денежные пожертвования: на храм каждый внес по 8 тыс. рублей, на приют для круглых сирот по 22 тыс. рублей, на убежище неизлечимо больных детей по 6 тыс. рублей. Общая сумма составила 108 тысяч. Кроме этого братья ежегодно выделяли на содержание церковного причта по 160 рублей (19).

По Высочайшим указам, данным Капитулу Российских Императорских и Царских орденов, 6 мая 1910 г. тульские купцы Александр и Сергей Ермолаевы-Зверевы и 6 декабря того же года - Николай Ермолаев-Зверев «за заслуги по духовному ведомству» были награждены орденами св. Станислава 3-й степени (20).

В Государственном архиве Тульской области сохранился документ с описанием движимого и недвижимого инвентаря, принадлежавшего Городскому Попечительству по "Серафимовскому благотворительному дому" в 1909 г. На усадебном участке, размером 650 кв. саж., окруженном деревянным забором, в числе недвижимых перечислены: церковь преп. Серафима Саровского; три одноэтажных бревенчатых дома, в которых находились убежище для женщин, убежище для мужчин и квартира священника; одноэтажный кирпичный дом с детским приютом; двухэтажный дом (1-й этаж каменный, 2-й деревянный) под убежище для женщин и детский приют (21). В 1910 г. здесь на попечении находилось: 66 женщин, 17 мужчин и 56 детей (22). Прошения на поступление в убежища поступали как от частных лиц, так и из больницы им. Д.Я. Ваныкина, которая выступала в роли ходатая о дряхлых, страдающих неизлечимыми болезнями людях, нуждающихся только в помещении и пище, «лечение же им не принесет никакой пользы, а потому они занимают напрасно… кровати в больнице и препятствуют поступлению других больных» (23).

Благодаря подробному перечислению в документе «движимого инвентаря», можно представить внутреннее убранство храма преп. Серафима Саровского. В числе церковной и ризничной утвари названы: сосновый иконостас в три яруса, покрытый позолоченной резьбой, позолоченные - царские врата, из дубового леса престол, жертвенник, два клироса, паникадило, кадило, подсвечники, антиминс из желтого атласа, серебряные - кресты, дароносица, потир, дискос, лжица, также большое количество икон (их названия не указаны), облачения священников из парчи и бархата, ковры (24). Церковь пребывала в достатке. Позднее к ней была приписана часовня во имя свт. Феодосия Черниговского, находившаяся при новых Торговых рядах.

Описанные в 1909 г. строения "Серафимовского благотворительного дома" к 1918 г. по "Переписи городских недвижимых имуществ" г. Тулы объединены общим названием "Богадельня Св. Серафима". Официальное местонахождение ее определено во II части г.Тулы по Петровской улице, в 3 квартале, под № 8 и полицейским - № 48 (25). Ценность документа заключается в прилагаемом плане земельного участка с нанесенными на нем строениями, принадлежащими богадельне (почти все сохранились до нашего времени).

В 1921 - 1922 годах домовые церкви в городе и губернии были «ликвидированы». Серафимовскую богадельню местные власти тоже закрыли, а в ее зданиях расселили пролетарские семьи. Как использовался первоначально закрытый храм, по документам не установлено. В середине ХХ в. он находился в аренде под клуб у областного общества глухонемых, который в январе 1976 г. переехал в новое здание.

В связи с проблемой площадей для документов Тульского областного архива заведующий архивным отделом Тулоблисполкома Г.П.Андреев обратился в горисполком с просьбой на оборудование храма под архивохранилище. Далее цитируем его письмо на имя председателя Тулоблисполкома С.В.Попова от 27 февраля 1976 г.: "Руководство горисполкома вначале согласилось с предложением областного архивного отдела, однако затем было признано целесообразным разместить в этом здании пивной бар…" (26). Благодаря жалобе Г.П.Андреева храм преп. Серафима Саровского не превратился в увеселительное заведение и окончательным решением Тулгорисполкома № 11-15 от 20 июля 1976 г. все-таки был передан архивному отделу для размещения в нем хранилища (27). В здании были оборудованы стеллажи с полками, на которых разместились связки с документами.

С возвращение храмов русской православной церкви в 90-е годы ХХ в. возникла острая проблема приспособленного помещения для Тульского областного архива, который занимал три церковных здания. В течение многих лет делались попытки начать строительство нового здания, но почему-то все решения оставались только на бумаге. Теперь стало очевидным, что наши архивы хранят не только документы, но также и церкви: 1) храм во имя иконы Владимирской Божией Матери (Никола-за-валом) не был разобран решением Тулгорисполкома в 20-е годы, благодаря свезенному туда массиву документов ликвидированных учреждений (ул. Пионерская, 17); 2) храм Успения Божией Матери бывшего женского Успенского монастыря в 80-х годах предполагалось снести для обустройства новой площади, и спас его огромный объем ценнейших документов досоветского периода (ул. Менделеевская, 13); 3) храм преп. Серафима Саровского в 70-годы не был превращен в пивной бар благодаря обустройству в нем хранилища.

После второго посещения Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II Тулы в сентябре 2001 г. (первое – в 1999 г.) ускорена работа по оборудованию специального здания для архивохранилищ с целью освобождения храмов.

1 августа 2002 г. в день памяти преп. Серафима Саровского, по просьбе настоятеля еще не переданной Госархивом церкви преп. Серафима Саровского, иерея Сергия Мосягина, в ее притворе был проведен молебен и крестный ход, во время которого батюшка рассыпал землю из Дивеевской канавки Богородицы вокруг здания. Через пару недель архивные документы были перевезены в другое хранилище. 4 октября 2002 г. в храме преп. Серафима Саровского Епископ Тульский и Белевский Кирилл служил первую литургию.

Если до революции в церковном клире этого храма полагалось быть одному священнику (с 1906 г. – Николай Тимофеевич Мелиоранский, с 1911 г. – Иоанн Федорович Павпертов), то в настоящее время служат три священника: настоятель протоиерей Сергий Мосягин, иерей Алексей Соловьев и иерей Александр Бочаров.

Храм восстанавливается, хорошеет на глазах. Свечной ящик, находившийся внутри храма, перемещен в притвор, для хора построен специальный балкон, заказан новый иконостас. Украшает церковь огромная люстра. Во время постройки купола заложили в него святыни из Дивеева – кирпичики со склепов преп. Александры и блаженной Паши Саровской.
К сожалению, поиски в Государственном архиве Тульской области планов и чертежей, так необходимых при восстановлении первоначального облика храма, и документы о ходе строительных работ, несмотря на неоднократные попытки, не увенчались успехом. По рекомендации Госархива прихожане обратились с письмом в Российский государственный исторический архив (С.-Петербург), но и там планов не оказалось. В ответном письме от 9 декабря 2003 г. на имя Г.М. Ломейко (в настоящее время послушница монастыря), копию которого она любезно предоставила архиву, сообщалось только о страховой оценке храма, произведенной в 1910 г.: «Серафимовская церковь кирпичная, на каменном цоколе, окрашена снаружи по кирпичу масляною краскою, а внутри оштукатурена и окрашена масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню, 83 арш., высота до верха карниза 11 ½ арш. На церкви имеется одна большая главка; больших окон 9 шт., дверей наружных створчатых железных 2 шт., внутренних створчатых деревянных 6 шт. Иконостас длиною 15 арш. и высотою 7 ар. 14 вер. (оценен в 3000 руб.). Церковь отапливается одною духовою печью. Колокольня в два яруса общею высотою до верха карниза 17 аршин…» (28).

В январе 2004 г. по благословению Епископа Тульского и Белевского Алексия в храме устроен придел преп. Серафиму Вырицкому. Имя этого святого – в миру Василия Николаевича Муравьева (1866 – 1949) еще мало известно в нашей духовно возрождающейся стране. Родился он в д. Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 14 лет получил благословение старца Александро-Невской Лавры: «…до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество» (29).

Вся его дальнейшая жизнь протекала в соответствием с объявленной ему старцем волей Божией. Он вступил в брак, открыл свое дело, стал купцом 2-й гильдии, крупнейшим мехоторговцем Петербурга, помогал храмам, монастырям, богадельням, неимущим. Незадолго до Октябрьской революции пожертвовал свое состояние на обители, монастыри, с 1920 г. вместе с женой стал на монашеский путь. В 1927 г. принял великую схиму с именем – Серафим и избран духовником Лавры (30) Во время тяжелой болезни переехал жить в пос. Вырица недалеко от Петербурга, и здесь началось его старческое служение в утешении и наставлении верующих. Во время Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда Серафим Вырицкий тысячу дней и ночей провел в молитвенном стоянии на камне, взывая о помощи России перед иконами преп. Серафима Саровского и Божией Матери "Аз есмь с вами, и никто же на вы".
Интересна история этой иконы. Написана она была в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре в конце XIX в. под духовным руководством игумении Таисии, которая неоднократно была удостоена явления Божией Матери (30). Игумения подарила икону духовному покровителю монастыря - Иоанну Кронштадскому, который назвал ее - Спасительница России. Провидец о. Иоанн потом передал ее в благословение Серафиму Вырицкому со словами: "Молись о спасении России пред этой иконой". Он же предсказал ему грядущие на Россию бедствия…" (31). Чтобы спасти икону от рук атеистов, старец отдал ее на хранение монахине Варсонофии, которая позднее передала ее схиархимандриту Херувиму (Дехтяреву) до наступления времени открытия монастырей. В 1997 г. икона подарена Козелецкому Свято-Георгиевскому монастырю, находящемуся возле Чернигова. Известна многими чудесами и исцелениями. 23 апреля 2002 г. прославлена Священным Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (32).

В храме преп. Серафима Саровского есть копия этой чудотворной иконы, красиво украшенной стразами и помещенной в нарядный киот. Находится она на южной стене, где собраны вместе и другие образы Пресвятой Богородицы. Здесь же у алтаря на 2-х аналоях лежат иконы преп. Серафима Саровсого с частицей мощей и преп. Серафима Вырицкого. Еще одна - преп. Серафима Саровского в рост большого размера с частицей его рубища (одежды) находится на северной стороне церкви. Слева от нее расположены одна над другой три небольшие иконы из Серафимо-Дивеевского монастыря: святые Христа ради юродивые Дивеевские – Пелагея, Параскева и Мария; святые преподобномученицы – Дарья, Мария, Евдокия, Дарья - с частицами мощей; преподобные жены Дивеевские – Марфа, Александра, Елена - с частицами мощей. На северной стороне у алтаря на аналое лежит чтимая старая написанная на дереве икона муч. Пантелеймона Целителя. Архистратиг Божий Михаил, Оптинские старцы, св. блаженная Матрона Московская из Себено, св. Иоанн Кронштадский, преп Сергий Радонежский, тульские святые, Все Святые – вот тот не полный перечень икон, которые находятся в храме для молящихся.

В этом году, в феврале, храму преп. Серафима Саровского исполнилось сто лет. Предельный возраст для человеческой жизни. А для церкви, которая закрывалась? Всего лишь 20 лет в ней служилась литургия, приносилась бескровная жертва, причащались верующие... Только 20 лет у Престола Божия радовался в этом храме невидимый страж Ангел, а остальные 80 лет? Говорят, что Ангелы не покидают своего места служения даже в поруганных храмах. Дай Бог, чтоб Он больше не плакал, чтобы наши святые ходатаи перед Всевышним с тревогой не говорили о нас: «О, как страшусь я того, чтобы хотя один из вас не потерял горячей веры в Спасителя и вторично не стал распинать Его!» (33).

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Дивное Дивеево. М. : Изд. группа Свято- Троице-Серафимо-Дивеев. жен. монастыря, [2001]. - С.143. – (100-летию прославления преподобного Серафима Саровского посвящается)
  2. Преподобный Серафим Саровский. Жития святых земли Российской. Летопись истории отечества Х – ХХ вв. СПб., 2004. С. 520.
  3. Ляшевский С. Дивеев монастырь в мятежные годы / Протоиерей Стефан Ляшевский // Серафимо-Дивеевские предания / сост. А. Стриженов. М., 2003. С. 448.
  4. ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 241. Л. 1.
  5. Там же. Л.3
  6. А.С.Хомяков о преподобном Серафиме Саровском / Д.Х. // Тульские епархиальные ведомости. 1903. 15 июня (№ 12). Ч. неоф. С. 477.
  7. Св. Серафим Саровский и царская семья //Тульские епархиальные ведомости. 1903. 1 мая (№ 9). Ч. неоф. С. 341.
  8. [Извещение Владыки Парфения о прибытии мантии преп. Серафима Саровского в Тулу] // Тульские епархиальные ведомости. 1912. 1 февр., (№ 5). Ч. неоф. С. 85-91; Епархиальная хроника // Тульские епархиальные ведомости. 1912. 15 февр. (№ 7). Ч. неоф. С.133-135.
  9. Порядок встречи мантии преп. Серафима и служб с 26 января по 3 февраля //Тульские епархиальные ведомости. 1912. 1 февр. (№ 5). Ч. неоф. С.91.
  10. Дивное Дивеево… Указ. Соч. С. 164.
  11. Торжество по случаю открытия св. Мощей Преподобного Серафима Саровского //Тульские епархиальные ведомости. 1903. 1 авг. (№ 15). Ч. неоф. С. 580.
  12. Россия перед вторым пришествием (Материалы к очерку рус. эсхатологии) / [Сост. С. Фомин]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Родник , 1994. С. 157-158.
  13. Там же. С. 158.
  14. К Епархиальной хронике. 1. Убежище для неизлечимо больных бедных жителей г.Тулы и приют для нищенствующих детей // Тульские Епархиальные ведомости. 1903. Янв. (№ 1-2). Ч. неоф. С. 82.
  15. Там же. С. 81.
  16. Журналы заседаний Тульской Городской Думы (краткие) за 1906-1907 годы. Тула, 1908. С. 49-50.
  17. ГАТО. Ф. 3. Оп.17. Д. 1043. Л.223.
  18. Алявдин Н. Епархиальная хроника //Тульские Епархиальные Ведомости. 1914. 1 окт. (№ 37). С. 537-538.
  19. ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 1178. Л. 1 – 1 об.
  20. ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 1178. Л. 36, 37 об., 53.
  21. ГАТО Ф. 85. Оп. 1. Д. 24. Л. 26.
  22. ГАТО Ф. 85. Оп. 1. Д. 24. Л. 8-9, 18-19, 50.
  23. ГАТО Ф. 174. Оп. 10. Д. 31702. Л. 1
  24. ГАТО Ф. 85. Оп. 1. Д. 24. Л. 26 об., 38, 38 об.
  25. ГАТО. Ф.Р-2711. Оп. 2. Д. 38. Л. 76-80.
  26. ГАТО. Ф. Р-252. Оп. 7. Д.847. Л.134.
  27. Там же Л.128.
  28. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2190. Л. 54-54 об.
  29. Преподобный Серафим Вырицкий. – Жития святых земли Российской // Игнатий, архим. (Малышев) Жития Святых земли Российской: летопись истории Отечества X-XX вв. / [архим. Игнатий (Малышев)] . СПб., 2004. С. 678.
  30. Там же. С. 679; Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) /[сост. Александр Трофимов]. М., 2004. С. 22; Преподобный Серафим Вырицкий Житие; Акафист; Канон; "От Меня это было..." . М., 2004. С.14.
  31. Таисия (Солопова М. В.), игумения Келейные записки /настоятельница Леуш. жен. монастыря Игумения Таисия (Солопова) . М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2005. 221 с.
  32. Сказание о Леушинской иконе Божией Матери "Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы": // Русский паломник. 2004. № 31. С. С.147-159.- Содерж.: 6. Серафим Вырицкий перед иконой Богоматери «Спасительница России» С. 150-151.
  33. Там же. С. 148.
  34. Войно-Ясенецкий В.Ф. "Я полюбил страдание…" : автобиография / свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). М., 2005. С. 195.