3.04.2022 года - Прп. Серафима Вырицкого (1949).

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Серафима Вырицкого (1949).

В день малого престольного праздника нашего храма была отслужена  Божественная Литургия возглавляемая митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием в сослужении местного духовенства.

По окончании богослужения совершено славление перед чтимой иконой преподобного Серафима Вырицкого, после чего, окропив молящихся святой водой, владыка обратился к клиру и пастве с архипастырским словом, в котором прежде всего поздравил собравшихся с днем молитвенной памяти преподобного и богоносного Серафима, Вырицкого чудотворца: «Благодарю всеблагое Божие смотрение, моей мерности судившее вместе с вами в день престольного торжества сего святого храма быть под сводами этой дивной келии преподобных батюшек Серафимов в нашем славном богоспасаемом граде Туле для того, чтобы иметь еще и еще раз чистую, сердечную и благословенную возможность духовным взором прикоснуться к сиянию христоподобной жизни этих людей, таких же, как и мы с вами. В свое время, как и мы с вами, они слышали евангельское свидетельство самовидцев жизни и подвигов Подвигоположника, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, видевши на примере своих родителей, родных и близких и современных им подвижников благочестия то, как они откликались на это свидетельство евангельской истории и затем постепенно восходили в своей жизни, как описывает это преподобный Иоанн Лествичник в своей книге, которая называется по-славянски «Лествица», а по-русски — «Лестница», от силы к силе и от славы к славе в достижении христоподобия: как и всё в нашей человеческой жизни начинается с малого, а стремится к тому, чтобы вырасти в максимальное раскрытие всех тех потенций, которые мы получаем, как растения получают всю полноту потенции в зернышке, а потом, если правильно взаимодействовать с окружающей средой, раскрываются в полноту своего возраста и многоплодия, принося из одного зерна кто тридцать, кто шестьдесят, а кто, по Божией милости, своему прилежанию и старанию, и стократ.

Сегодня мы из евангельской истории слышали, как возможно осуществлять эти самые восхождения от меньшего к большему, как научиться сначала быть верным в малом для того, чтобы не отвратиться от того, когда Господь за эту верность в малом начнет возводить к верности в большем, на примере евангельского отца, который привел к ученикам Христовым много лет болящего сына, одержимого бесом, страшно мучавшим и само дитя, и его родителей (Мк. 9, 17-31). Услышав о Христе и о Его учениках, узнав, что не только Он сам щедродательно и бескорыстно помогает людям в горьких их жизненных обстоятельствах: хромых исцеляет, слепым дает зрение, прокажённых очищает, даже мертвых воскрешает и власть ученикам Своим дал так, чтобы и они, во имя Его помазуя елеем одержимых бесами, изгоняли их, пришел со своим страждущим отроком к этим ученикам, и вдруг они ничего не смогли сделать — не изгнали беса. И здесь отец не впадает в отчаяние, а продолжает искать, потому что все попробовав и нигде и ни в ком из окружающей действительности, доступной его эмпирическому, чувственному восприятию, не найдя никакой надежды, все же знает, что осталась только одна: если ученики не смогли, то, может, Учитель сможет изгнать беса, и падает в ноги Иисусу, выговаривает Ему свою обиду и боль за тот жизненный крест судьбы, который ему выпал по сравнению с другими, прося Христа помочь им. Иисус же спрашивает отца: «Как давно это сделалось с ним?» (Мк. 9, 21), а тот отвечает: «С детства» (Мк. 9, 21-22). И тогда Господь говорит страшные слова, показывая нам во внутреннем мире этого отца наш внутренний мир: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк.9, 19)

Почему, в чем заключается лукавство? Ответ прост и страшен: в нашей жизни, в том, что мы, лукавые в своей самонадеянности, в ложном ощущении самодостаточности, убегаем и уклоняемся всячески от того, чтобы радостно принять простую вещь, открывающуюся на каждом шагу нормальному, логическому нашему суждению: разве я из самого себя и самим собою, разве я могу сам собою сделать так, чтобы можно было бы следующий вздох мой обеспечить, а через это обеспечить продление моего ощущения жизни, разве от меня зависит чем будет наполнена атмосфера — кислородом или углекислым газом, весь огромный процесс биогеоценоза, в котором всё это так удивительно осуществляется, и я, совершенно не задумываясь, делаю вздохи и выдохи и считаю, что это моё достоинство? Откуда… Совсем нет, и это, как и всё остальное, не что иное как подарок мне от щедрого Дародателя, и все что есть является свидетельством того, что Он дарствует, а я принимаю. И совершенно естественно, что каждый ожидает, если кому-то нечто дарит, и другой этот дар принимает, то возникшая между ними связь раскрывается и продолжается во взаимопроникновении, в достижении максимального сходства по образу мыслей, желаний, определения целей, средств для их осуществления, которые будут выражаться в единодействии: и в словах, и в поступках. И поэтому Господь и говорит отцу: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 19, 23).

Так и преподобный Серафим Вырицкий с детства, увидев в своих родителях готовность воспринять прозвучавшие в ответ слова отца отрока: «верую, Господи! помоги моему неверию!» (Мк. 9, 24), прочувствовать то, что пережил этот отец, чтобы стать такими, какими был многострадальный Иов, чтобы порадоваться призыву Господа, отвергнуться самого себя и, взявши с благодарностью свой крест, идти за Христом, сами шли за Спасителем, будучи простым русским человеком, соотнося всё в себе самом с Христом Подвигоположником, искал Бога и исполнения Его воли, и пришло время, когда и он был призван к священническому, пастырскому служению и, по устроению своего духа, к старчеству и к равноангельному стоянию за народ в великую годину испытания и потрясение во время Великой Отечественной войны, когда, подобно его великому соименнику, преподобному Серафиму Саровскому, стоял на камне, молясь за Русь Святую, за Победу тогда советского народа.

Какой замечательный духовный урок преподается нам с вами в этот воскресный день через погружение во внутренние смыслы конкретного исторического факта евангельской истории и примеров того, как на нее откликнулись такие же, как мы с вами, русские люди: преподобный Серафим Саровский и преподобный Серафим Вырицкий, жившие на рубеже 18-19 и 19-20 столетий, почти наши прадедушки и дедушки, призывающие нас к тому, чтобы мы не заблудились бы в нездравомыслии своем, а поклоняясь бы Христу, Распятому и Воскресшему, шли бы, будучи верными в малом, от ступеньки к ступеньки, к достижению христоподобия».

Марина Полянская, фото Александра Морозова

197 16.04.2022