21 ноября / 4 декабря. Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является для Церкви одним из главных событий Священной истории. В этом действии, за внешним ветхозаветным обрядом Своего посвящения Богу, Матерь Божия начала тот путь, который завершился великой победой и осуществлением надежд всего человечества — приходом в падший мир Спасителя, Господа Иисуса Христа.

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях. Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом «Протоевангелии Иакова» (II век) и латинском «Евангелии псевдо-Матфея» (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное Предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной. Долго не имея детей, праведные супруги дали обет — если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка —родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского — «госпожа», «надежда»).

После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет — их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы.

Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария — отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Введение для обывателя – праздник абсурда. Введение для христиан – Праздник Веры. Он как нельзя лучше иллюстрирует слова апостола Павла: «Безумие для эллинов, соблазн для иудеев».

В самом деле, супружеская пара всю жизнь оставалась бездетной. В народе Иоаким и Анна считались проклятыми из-за своего бесчадия. Священник не принял их жертвоприношение, и они дошли до полного отчаяния.

Вдруг Бог, сжалившись, подает им долгожданного ребенка, а они через три года «сдают» его в храм. Девочке при этом всего три года, и ее не спрашивают, хочет она этого или нет. Вместо того чтобы насладиться любовью ребенка, его нежностью и поэзией взросления, они отказываются от дара Бога и снова становятся одинокими. Как и Авраам, они приносят своё единственное дитя в жертву Творцу, что стало также прообразом жертвы Бога Отца, отдавшего Сына за грехи мира.

Нам, мирским, кажется, что дети являются нашим плодом любви. Редко кто догадывается, что дети не наши, а Божии. А нам их дали только подержать, не испортить и научить любить Бога. Мы должны вернуть их Богу целыми и невредимыми…

А что же Мария? В первые же минуты своего присутствия в храме юная Дева повела себя так странно, что поразила всех присутствовавших на входе. Избранница Божия полетела в храм как птица, отпущенная с руки. Как голубь, возвращающийся на гнездо.

Но есть повод подумать, что необычность Введения была воспринята духовно иначе, чем восприняли глаза свидетелей. Порыв и спокойствие Марии не были той причиной, по которой первосвященник принял ее и ввел (!) в Святая Святых, куда не разрешалось заходить не только мирским, но и простым священникам. В него мог заходить только первосвященник, и то раз в год. А тут не мужчина, да еще ребенок. Эти правила свято соблюдались иудейским народом, и нарушить их, введя непосвященного человека во Святое святых, не посмел бы ни один первосвященник под страхом немедленного наказания Божия! Это просто невероятно даже сейчас, когда в алтарь женщина не показывает даже носа!

Была другая, более весомая причина такого происшествия.

Первосвященник и маленькая девочка увидели друг друга не теми, кем их видели люди. Служитель алтаря увидел в ней Ковчег Духа. Он не знал, как и что произойдет дальше. Но прекрасно видел, что к нему подплыла золотая лодочка, на которой придет в мир Мессия. И он отвел эту лодочку в Божию гавань. Все он сделал правильно. И все персонажи события Введения во храм поступили парадоксально и единственно правильным образом. Эллинам безумие, иудеям – соблазн…

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви? Некоторые исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана Первого. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.

Еще указания на совершение праздника в первые века христианства находятся и в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов!

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы:

Глас 4

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Перевод:

Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

653 05.12.2016